Сексуальное воспитание и профилактика ВИЧ во Франции
Одна из приоритетных задач, которые ставит перед собой российское государство, – борьба со СПИДом. На эти цели впервые выделены большие деньги. Но как их будут тратить? Разумные люди (и страны), оказавшись перед лицом новой большой проблемы, обычно начинают с того, что изучают опыт тех, кто столкнулся с этим явлением раньше и добился определенных положительных результатов.
На кого ровняться?
Мировой опыт однозначно говорит, что главным звеном профилактики СПИДа является сексуальное образование молодежи. Российские политики и СМИ с этим не согласны. Если верить председателю комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы Людмиле Стебенковой, передовые западные страны, прежде всего США, давно уже отказались от идеи «безопасного секса», которого вообще «не бывает», в пользу принципа полного воздержания до брака. Особенно опасно – доверяться презервативам. Учебник «Биология. Человек» для 8 класса предупреждает: «Последнее время в СМИ много говорят о том, что нужно пользоваться мужскими презервативами (кондомами). Но важно помнить: полной гарантии от заболевания они тоже не дают. Медики считают, что вирусы настолько мелки, что могут проникнуть и сквозь резину».
Если под словом «безопасность» понимать абсолютную гарантию, то таковой в мире вообще не существует. С тем же успехом можно объявить самообманом безопасность уличного движения и признать бесполезным обучение детей соответствующим правилам, порекомендовав им просто не садиться за руль и вообще не выходить на улицу. Этак можно договориться, особенно в свете Беслана, до того, что и государственная безопасность невозможна, а содержание наших дорогих и любимых органов (неполовых) - пустая трата народных денег.
Никто в мире так, разумеется, не рассуждает. Поддержка администрацией Джорджа Буша программ сексуального воздержания до брака, аж до 29 лет (!), мотивируется не несовершенством презервативов - как сказал выдающийся американский социолог Айра Рисс (Ira Reiss), предсказавший сексуальную революцию 1960-х гг., презервативы рвутся значительно реже, чем обеты воздержания , - а соображениями нравственности. Весь вопрос в том, насколько эффективны эти программы?
Сексологи всего мира, включая США, отвечают на этот вопрос отрицательно. Американская общественная организация «Защитники молодежи» с 1998 г публикует в Интернете сайт
http://www.advocatesforyouth.org/, где сравниваются показатели сексуального здоровья подростков в США, Германии, Франции и Нидерландах, и европейские результаты неизменно выше.
Сравнив некоторые показатели проведенного фирмой Дюрекс в 2005 г. глобального сексуального опроса, в котором участвовали 317 тысяч взрослых мужчин и женщин из 41 страны (www.durex.com/cm/gss2005results.asp), по США и Франции, я пришел к тем же выводам. Судите сами.
Половую жизнь американцы начинают раньше французов – в 16.9 года, против 17.2 лет. Хотя французы занимаются сексом чаще американцев (120 раз в год против 113), среднее число сексуальных партнеров у них меньше ( 8.1 против 10.7). Порнографию они смотрят реже ( 33 % против 53%). Одноразовый секс здесь тоже встречается реже (42 % против 50 %). Опыт незащищенного секса имели 51 % американцев ( на 4 % выше среднемирового показателя) и 42 % французов. Число незапланированных беременностей до 16 лет у американских и французских респондентов соотносится как 4:1, в 17-18 лет – как 5 : 3, в 19 лет и старше – как 13 : 5. Заболеваниями, передаваемыми половым путем (ЗППП) , страдали 13 % американцев и 9 % французов. Садомазохистским сексом занимались 5 % французов и 10 % американцев. Занимались сексом непосредственно в школе (!) 9 % французов и 20 % американцев, а «перед камерой» соответственно 11 % и 21%. О статистике браков и разводов и говорить нечего…
Состоянием своего сексуального образования французы удовлетворены больше, чем американцы. Не совсем одинаково понимают они и задачи воспитания молодежи. На вопрос «К чему следует поощрять молодых людей?» 71 % американцев и 91 % французов ответили «Заниматься более безопасным сексом» ( в среднем по мировой выборке этот вариант выбрали 74 %). «Регулярно проверять здоровье» молодым людям рекомендуют 14 % американцев и 6 % французов ( в среднем по выборке 16 %) , а «Воздерживаться от секса до брака» - 14 % американцев и 2 % французов (в среднем по выборке - 8 %) . Так что мнение г-жи Стебенковой о предпочтительности полового воздержания «безопасному сексу» в современном мире явно непопулярно, и не только среди подростков и сексологов…
Почему же европейская сексуальная статистика лучше американской? «Защитники молодежи» объясняют это разницей социальной политики. По их словам, в Западной Европе, в отличие США,
взрослые уважают молодежь и верят, что она может действовать ответственно;
в основе сексуальной политики лежат научные данные, а не интересы политических и религиозных групп;
в борьбе трудностями и болезнями используются реальные меры, включая широкий доступ к образованию, контрацепции и т.д.;
СМИ выступают не как противник, а как союзник государства, соответствующие компании ведутся с юмором, а не путем запугивания и обмана;
благодаря национальной службе здравоохранения , молодежь имеет доступ к бесплатной или недорогой контрацепции;
сексуальное образование не обязательно является отдельным предметом, оно может быть включено в другие школьные предметы и проводится на всех этапах обучения;
педагоги дают точную и полную информацию на возникающие у учащихся вопросы;
семьи открыто и честно обсуждают с подростками проблемы сексуальности и поддерживают педагогов и медиков в формировании сексуальной культуры;
взрослые считают интимные сексуальные отношения нормальными и естественными для старших подростков, видя в них компонент эмоционального и здорового созревания, а подростки считают глупым заниматься сексом без предохранения;
сексуальная мораль подкрепляется индивидуальной этикой, включающей ценности ответственности, уважения, толерантности и равенства;
Франция, Германия и Нидерланды стараются учитывать культурное многообразие, применительно к иммигрантам, ценности которых могут отличаться от культуры большинства.
Но может быть «защитники молодежи» ошибаются, тем более, что речь идет о разных странах, с разными культурами и традициями? Я решил проверить их мнение на примере дружественной нам Франции. Найти готовую обобщенную информацию о французском сексуальном воспитании непросто.
Редактор авторитетной Международной энциклопедии сексуальности Роберт Франкур (Francoeur) рассказывает, что он десять лет тщетно искал автора главы о Франции. Лишь в 2002 г., ко второму изданию справочника, Мишелю Меньяну (Meigniant) удалось сколотить коллектив из 8 авторов, но раздел о сексуальном образовании и воспитании в главе практически отсутствует (1 ).
Наиболее серьезные аналитические и исторические работы по этим вопросам, причем в высшей степени критические, появились только в 2005 г. (2, 3 ) Благодаря любезной помощи французских научных учреждений (4 ) и коллег (5 ), мне удалось не только достать и прочитать относящуюся к этой теме научную литературу и многочисленные официальные документы, но и бегло ознакомиться с положением дела непосредственно в Париже. И вот какое впечатление у меня сложилось.
Если не ошибаюсь, первая серьезная междисциплинарная дискуссия о необходимости систематического сексуального воспитания и образования детей состоялась во французском Философском обществе в 1911 г., причем врач д-р Долери доказывал необходимость «рационального воспитания», а социолог Эмиль Дюркгейм, который был также профессором педагогики и моральной философии, ему возражал, подчеркивая опасность биологизации и опошления сексуальности и делая акцент на моральных ценностях (15). Абстрактно-теоретически Дюркгейм был прав, об опасности «медикализации» сексуальности и полового воспитания социологи (и не только французские) говорят и сегодня (16). Но за рассуждениями Дюркгейма стояли прежде всего опасения, как бы чего не вышло.
Вполне понятное стремление родителей и учителей уберечь детей от «опасной» и «нежелательной» сексуальной информации практически оборачивалось нежеланием осознать и принять на себя ответственность за происходящее: мы их этому не учили, поэтому мы ни за что не отвечаем, но никого другого в эту сферу жизни не пустим!
Поучительная книга социолога Клода Лельевра и юриста Франсиса Лека «Учителя, школа и сексуальность» (2005) - это история не столько преподавания сексуальности (чего не было, того не было), сколько сексуальных покушений на детей со стороны учителей и связанных с этим скандалов, в основе которых лежало полное отрицание сексуальности как учителей, так и учеников. Пока школа была однополой и церковной, главными героями сексуальных скандалов были священники. Хотя церковь и консервативные круги поддерживали вокруг фактов совращения детей священниками заговор молчания, периодически его прорывали громкие судебные процессы. Например, в 1863 г. некий брат Колино был осужден за развратные действия с 16 мальчиками, часть которых были моложе 11 лет. На влюбленности и романы между мальчиками общество предпочитало закрывать глаза, но они ярко описываются во французской классической литературе, например, в творчестве Роже Мартен дю Гара, и во многих «школьных» романах, включая автобиографические «Особенные дружбы» Роже Пейрефита и «Мальчиков» Анри де Монтерлана .
Завершившийся в 1960-70х годах переход от раздельного обучения к смешанному поставил школу перед новыми проблемами, такими как любовные отношения между мальчиками и девочками и между учителями и их воспитанниками. Хотя последнее считалось абсолютно недопустимым и подпадало под статью уголовного кодекса, не все такие случаи можно было трактовать как «совращение». В конце 1960-х годов трагическая история любви 31-летней учительницы Габриэль Рюссье и 16.5 летнего лицеиста Кристиана Росси вызвала скандал национального масштаба и даже послужила основой замечательного фильма Андре Кайятта «Умереть от любви?» с великой Анни Жирардо в главной роли. У нас этой теме было посвящено прекрасное стихотворение Андрея Вознесенского.
До тех пор, пока общество пыталось просто «заклясть» подростковую сексуальность, а в учителях видело стражей порядка либо потенциальных соблазнителей, ни о каком серьезном сексуальном воспитании и даже о неформальном общении на эту тему между учителями и учениками не могло быть и речи. Это было опасно и нежелательно для обеих сторон. Распространение сексуальной информации в школе было законодательно запрещено в 1920 г., и этот запрет просуществовал до конца 1960-х годов.
Разумеется, в преподавании биологии (науки о жизни) школа не могла уклониться от проблем репродукции, но они раскрывались на примере растений (те самые тычинки и пестики, по поводу которых мы хихикали в нашем довоенном 5-м классе! ) или, в крайнем случае, лягушек и птиц. Лишь в 1966 г Министерство просвещения сделало смелый шаг вперед, рекомендовав школам рассматривать репродукцию на примере мышей. В начале 1970-х в школьных учебниках появились рисунки спаривающихся лягушек и лошадей, но в схематических изображениях человеческого тела половые органы отсутствовали. И это в стране, где обнаженное тело издавна было любимым предметом живописи и скульптуры! В музее и на улице – сколько угодно, но в классе – ни-ни…
Тем временем жизнь развивалась, а подростковая сексуальность молодела, порождая новые проблемы. В 1967 г во Франции была легализована контрацепция. Возник вопрос: кто будет учить ею пользоваться? Поскольку главными жертвами сексуального невежества были женщины, за сексуальное образование стали бороться женские организации. Важной вехой социальных перемен стала студенческая революция 1968 года, проходившая, в частности, под лозунгами сексуальной свободы. Бунтующие студенты и старшеклассники увлекались книгами Герберта Маркузе и Вильгельма Райха. Некоторые учителя, вопреки запретам начальства, позволяли лицеистам обсуждать такие книги в классе, на что их противники говорили, используя фрейдистскую терминологию, что «школа основана на принципе реальности, а не на принципе удовольствия» (17).
Хотя студенческая революция существенно изменила отношение французского общества к сексуальности, сделав его более открытым и реалистичным, в школьных программах и учебниках это не отразилось. Школа по сути своей – институт консервативный. К тому же над общественным сознанием все еще довлело старое представление о школе как о храме или убежище, наподобие монастыря, где не должно быть ничего «нечистого», и наивная презумпция «невинности» (= асексуальности) ребенка, которого знания только развращают. То и другое явно имело религиозные истоки.
Постепенно картина менялась. Под давлением критики со стороны видных философов и ученых было решено, наконец, включить в школьную программу изучение репродукции человека. 11 июля 1973 г. Министерство здравоохранения создало из представителей ряда общественных организаций (включая Движение планирования семьи) и врачей Высший совет по сексуальной информации (Conseil Superieur de l’Information Sexuelle ), поручив ему общее идейное руководство регулированием рождаемости и ориентированием семейного воспитания. 23 июля 1973 г министр просвещения Жозеф Фонтане издал приказ, разрешивший включение « сексуальной информации» в курсы биологии в средней школе, правда, факультативно, вне основного учебного плана. Понятие «сексуальной информации» подчеркивало ее «строго научный» характер, а в разговорах о «сексуальном воспитании» сквозила озабоченность соотношением сексуальности и традиционных семейных ценностей. Это была типичная попытка налить новое вино в старые меха. В 1976 г. учебный план подвергся доработке, но сексуальность по-прежнему сводилась к репродукции, а та - к анатомии и физиологии. Самые острые вопросы, вроде отношения к абортам и регулирования рождаемости, обходились молчанием. Сегодня специалисты определяют факультативное сексуальное просвещение как «тридцать лет провалов».
То, чего не смела и не умела школа, начали делать частные издательства и организации. В 1973 г издательство Ашетт выпустило хорошо иллюстрированную недорогую «Энциклопедию сексуальной жизни. От физиологии к психологии» в пяти томах, из которых первый был предназначен для семейного чтения с детьми от 7 до 9 лет, а последний – для взрослых. Издание вызвало восторженные отзывы ученых, включая двух лауреатов Нобелевской премии по медицине, и прессы всех направлений, от католиков до коммунистов: «В тот момент, когда для нашей страны, наконец, кончается долгая ночь невежества в проблемах половой жизни, появление столь замечательной энциклопедии – это событие». (18 ) В последующие годы во Франции появилась масса других, специально рассчитанных на подростков, популярных изданий, в которых речь идет не только о деторождении, но и о «сексуальном удовольствии», присутствуют подробные описания и фотографии реальных половых органов и т.д. и т.п.
ВИЧ-инфекция и новая стратегия «воспитания сексуальности»
Реальный сдвиг принесла эпидемия СПИДа. В 1980-х годах не только медикам, но и политикам стало ясно, что речь идет не просто о здоровье, а о физическом выживании нации, и сексуальная безопасность требует подготовки и образования. В 1987 г. впервые была разрешена реклама презервативов не только в качестве контрацепции, но и как средства профилактики заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП). В конце 1980-х годов я своими глазами видел в Париже сенсационную телепередачу, в которой знаменитейшие французские артисты объясняли публике, как пользоваться презервативами, добавляя, что их можно использовать и в эротической игре. До эпидемии подобное было немыслимо. Появилось новое понимание ответственного секса. Начались систематические национальные исследования сексуального поведения и установок взрослого населения (19) и специально подростков (20 ), результаты которых серьезно и доброжелательно обсуждались в СМИ.
Привлекли к себе внимание и группы риска, включая гомосексуалов. Однополая любовь во Франции перестала быть уголовным преступлением еще в 1810 г, но геевские организации оставались маргинальными. Теперь общество поняло, что без сотрудничества с ними эффективная борьба с эпидемией невозможна. По приглашению выдающегося социолога Микаэля Поляка я присутствовал на конференции в Министерстве труда, где впервые было объявлено о сотрудничестве правительства и геевских организаций в деле борьбы со СПИДом, которое успешно развивается по сей день.
Однако в школьных программах и учебных планах все оставалось, как во времена Жозефа Фонтанэ. Качественные сдвиги начались в лишь 1996-98 гг. , когда вместо прежних понятий «сексуального воспитания» и «сексуальной информации» в официальных документах появилось понятие «воспитания сексуальности» ( L’education a la sexualite).
«Главная задача воспитания сексуальности – обеспечить учащимся возможность узнать и понять различные стороны как сексуальности вообще, так и их собственной сексуальности, в духе уважения индивидуальности и права на интимость. Это воспитание, основанное на гуманистических ценностях толерантности и свободы, уважения и к себе и к другому, должно кроме того помочь учащимся положительно интегрировать установки индивидуальной, семейной и социальной ответственности» По Закону № 2001-588 от 4 июля 2001 г., информация и воспитание сексуальности распространяются в школах, коллежах и лицеях в виде как минимум трех ежегодных циклов среди возрастно-однородных групп детей. В начальной школе оно осуществляется учителями в рамках общих школьных программ, а в коллежах и лицеях для проведения занятий приглашаются специально подготовленные преподаватели.
Конкретизирующие положения закона министерские приказы подчеркивают, что воспитание сексуальности не является отдельным предметом, а должно проходить по всем дисциплинам, включая литературу, изобразительные искусства, философию, историю, правоведение.
«В рамках своей образовательной миссии и в дополнение первостепенной роли, которую играют семьи, школа несет свою часть ответственности за здоровье учащихся и за их подготовку к будущей взрослой жизни…
...Воспитание сексуальности в школе неотделимо от биологических знаний о развитии и функционировании человеческого тела, но оно так же, если не больше, включает рефлексию о психологических, эмоциональных, социальных, культурных и этических аспектах. Оно должно охватить переживаемые мужчинами и женщинами в их межличностных, семейных и социальных отношениях ситуации во всей их сложности и многообразии. Это воспитание, основанное на гуманистических ценностях толерантности и свободы, уважения к себе и к другому, должно найти свое место в школе, не ущемляя семьи и не оскорбляя убеждений каждого, при условии утверждения всех этих общих ценностей и уважения к различным образам жизни» (22).
Эти общие задачи конкретизируются в педагогических целях. Нужно научить школьников:
понимать, как образ Я создается через отношения с другими;
анализировать цели, трудности, границы, запреты и значение взаимного уважения, с учетом различия полов и поколений;
определять и совмещать разные - биологические, аффективные, психологические, юридические, социальные, культурные и этические - аспекты человеческой сексуальности;
развивать способность критически относиться к касающимся сексуальности образцам и социальным ролям, которые пропагандируют СМИ;
способствовать формированию установок индивидуальной и коллективной ответственности, особенно относительно безопасного поведения и защиты себя и другого;
находить и использовать дополнительные источники информации, помощи и поддержки, как внутри, так и вне школы.
Это не просто словесное бюрократическое творчество, которого много в любой стране. В составленных ведущими французскими специалистами программных указаниях (23) перечислены основные темы, подлежащие обсуждению:
Человеческая сексуальность
Закон и сексуальность
Половое созревание
От пробуждения сексуальности к встрече с Другим
Сексуальная идентичность, роли и ролевые стереотипы
Контрацепция и желание ребенка
Профилактика ЗППП
Деньги и сексуальность
По всем темам указывается не только что, но и как изучать. Даются подробные методические указания. «Воспитание сексуальности» - не академический курс сексологии, оно требует обсуждения не абстрактных теоретических схем, а конкретных жизненных ситуаций и вопросов учащихся и предполагает постоянную интерактивность. Особо подчеркивается, что школьники должны иметь возможность беспрепятственно задавать интимные вопросы и обсуждать свои личные трудности.
Что нового в этой социально-педагогической стратегии?
Сексуальность рассматривается не как нечто самодовлеющее, существующее само по себе, а как аспект социальной, культурной и эмоциональной жизни развивающейся личности. Этот подход несовместим с медикализацией сексуальности.
Поскольку воспитание сексуальности – подготовка подростка к сексуальной жизни, в которую он вступает независимо от разрешения старших, здесь не должно быть места ханжеству (даже если его лицемерно называют «правом на незнание»).
Воспитание сексуальности не может быть локализовано исключительно в школе. Нравится нам это или нет, современные дети получают огромную часть необходимой им информации через головы своих учителей и родителей. Это нормально и естественно. Сексуальная жизнь, где межпоколенные различия и запреты особенно велики, не является исключением. Обучать и переучивать учителей значительно труднее, чем учить подростков, тем более, что учителя, как и прочие представители власти, часто злоупотребляют ею и не пользуются доверием своих воспитанников. Как объяснил мне руководитель отдела по борьбе со СПИДом французского Минздрава доктор Тьерри Труссье, вместо того, чтобы возлагать всю ответственность на школу, нужно использовать те возможности и средства, которые предоставляет наличная культура.
Прежде всего, государство прибегло к помощи неправительственных организаций. Вместо того, чтобы в срочном порядке готовить учителей по «половому вопросу», а потом мучиться с распределением их педагогической нагрузки и прочего, французские власти рекомендовали коллежам и лицеям приглашать для таких занятий профессионально подготовленных специалистов из Французского движения планирования семьи и Регионального центра информации и профилактики СПИДа (его французская аббревиатура - Крипс). Обе организации пользуются в стране заслуженным авторитетом, а финансируют их работу региональные власти. Занятия в коллежах, где учатся дети от 11 до 15 лет, проводят сотрудники Движения планирования семьи, а в лицеях, с 16-17-летними подростками, - работники Крипс.
Центральный офис Крипс расположен на 12-м этаже знаменитой Башни Монпарнас, откуда вид на Париж лучше, чем с Эйфелевой башни. Там отличная справочная библиотека и консультанты, у которых дети и взрослые могут бесплатно (лично, по телефону или через Интернет) получить ответ на любой вопрос, связанный с сексуальностью и здоровьем. В подвальном этаже размещен так называемый Киберкрипс , куда приглашают и свободно пускают подростков от 13 лет и старше. Там проходят групповые занятия по профилактике СПИДа, ЗППП, наркозависимости, курения и других вредных привычек, с использованием огромного количества разнообразной техники и наглядных пособий, способных увлечь не только подростка, но и взрослого. Эротической технике там не учат, но презервативы и любриканты раздают бесплатно.
Для воспитания сексуальности широко используются телевизионные и радиопрограммы, а также молодежные глянцевые журналы. Вместо того, чтобы бранить «непристойные» СМИ, как принято в России, французское государство финансирует и контролирует создание качественных просветительных теле= и радиопрограмм для молодежи и оплачивает их показ и рекламу. Особенно много внимания уделяется пропаганде презервативов. В 2004 г. была проведена специальная телекомпания с роликами типа «Поскольку ВИЧ и ЗППП распространяются, оставайтесь верны презервативу!». «Женщины предпочитают мужчин, у которых он есть» и т.п.
О том, что «вирусы настолько малы, что могут проникнуть и сквозь резину», как сообщает российский школьный учебник, в Париже никто не слышал, а создание за счет налогоплательщиков плакатов о невозможности безопасного секса неминуемо вызвало бы резкие протесты врачей и педагогов (остальные просто посмеялись бы) и, возможно, политический скандал и даже смену городских властей - французы не любят, чтобы их деньги пускали на ветер, да еще во вред безопасности их детей..
Французские врачи, психологи и педагоги хорошо понимают, что с подростками нужно говорить на их собственном языке. В созданном в 2002 году Национальном институте профилактики и воспитания здорового образа жизни (Inpes) мне подарили номер ежемесячного журнала «Лицеист» за июнь 2006 г. Обычный глянцевый журнал для 14-18-летних. Заголовки статей педагогикой не пахнут: «Чего от нас ожидают мужики?”, «10 советов, как лучше начать любовную историю», “На что ты пойдешь ради любви?“ «Как заниматься любовью без риска?» «Как приблизиться к мужчине своей мечты?» « Как ему сказать нет … мягко!» «Умеешь ли ты манипулировать своими родителями?» Но в этой упаковке ненавязчиво сообщается, как уберечься от СПИДа и прочих неприятностей, и подростки это читают.
Крипс издает отличные методические пособия для специалистов. В книге подросткового гинеколога Николь Атеа, в соавторстве с психологом Оливье Кудером, «Говорить о сексуальности с подростками» (2006) речь идет не столько о физиологии и способах предохранения от разных опасностей, сколько о проблемах эмоциональной и сексуальной жизни. Без вся всяких нравоучений, подростку объясняют, в чем ошибочность философии гедонизма ( «диктатуры наслаждения») , почему нужно критически воспринимать количественные ( «сколько раз это нужно делать и как долго оно должно продолжаться?») и технические (как это делать, нужно ли глотать сперму и т.п) нормы сексуального поведения. Важное место в разговорах с подростками занимает коммуникативный и семейный контекст ( например, «Как говорить на эти темы с родителями?»)
В материалах для самих подростков всегда присутствует чувство юмора. 15-страничная брошюра маленького формата «Путеводитель по мужскому телу» целиком состоит из смешных картинок типа комиксов , с такими же смешными подписями, но при этом отвечает на самые насущные вопросы, волнующие любого подростка: этапы и признаки полового созревания, пенис и его размеры, крайняя плоть и обрезание, яички и мошонка, как себя осматривать, мастурбация, эякуляция, другие проблемы. На другой стороне брошюрки - такие же 15 страниц - о и для девочек. Прочитав ее, мальчики и девочки могут многое узнать друг о друге, не прибегая к замочной скважине в туалете. Боюсь, что у нас такая книжечка вызвала бы скандал…
Другая брошюра «Подростковые вопросы» (52 страницы), рассчитанная на 15-18 летних, так же легко и конспективно обсуждает, что такое любовь, тело, сексуальность, контрацепция, аборт, ЗППП, СПИД. Заодно сообщаются полезные телефоны, куда с какими вопросами обращаться. Информация минимальная, но смотря для кого. На вопрос о любрикантах «Зачем добавлять гель?» на московском ток-шоу не смог ответить ни один взрослый.
Если позволяют средства, в пропаганде здорового образа жизни используется и театр. Маленькая труппа – 3-4 молодых актера, спектакль рассчитан максимум на 100 зрителей, а если преобладают мальчики – не больше 80. Я видел два спектакля – один был посвящен наркозависимости, а другой («Не так просто… но и не так уж сложно!») - первому сексуального опыту. Ни обнаженного тела, ни эротики на сцене нет. Обсуждаются, при активном участии зрителей, реальные ситуации повседневной жизни – знакомство, сближение, какие при этом возникают проблемы и трудности. Много импровизации. Эмоциональная тональность - юмор. В зале не умолкает смех.
Важнейшее средство воспитания сексуальности сегодня – Интернет. Во Франции он общедоступен. При поддержке государства, существует несколько специальных каналов для подростков и молодежи, где можно бесплатно и анонимно получить ответы на любые волнующие тебя вопросы. Это проще, чем ехать в Киберкрипс. Существует также несколько разных горячих телефонных линий, в том числе - «голубая линия» для тех, кого волнуют вопросы сексуальной ориентации.
Особая забота проявляется о сексуальных меньшинствах. Франция – страна цивилизованная, гомосексуальности там не боятся. Однако мальчики-подростки, которым еще нужно доказать себе и другим, что они «настоящие мужчины», терпимыми не бывают нигде. Отсюда – специальные усилия по преодолению подростковой гомофобии.
Предмет гордости Inpes – подготовленный его специалистами и бесплатно распространяемый цветной журнал "Мы все вместе", где показывают (сцены играли актеры) и обсуждают разные сценарии мужской однополой любви и связанных с ними рисков. У нас это назвали бы «пропагандой гомосексуализма», а в Париже считают профилактикой ВИЧ и ЗППП.
Такая же забота проявляется о ВИЧ-инфицированных. Последняя ТВ серия, выпущенная Inpes, называется “СПИД, лето 2006. Будем совместно бороться против дискриминации ВИЧ-инфицированных».
Особую проблему представляют «новые французы», выходцы из стран Африки и мусульманского мира. В 2003 г. 47 % новых случаев заражения ВИЧ гетеросексуальным путем составили выходцы из стран Африки и 22 % - лица неизвестной национальности. Чтобы исправить положение, нужны специальные усилия.
Когда меня пригласили в Крипс посмотреть занятие с ...